Среда, 01.05.2024, 15:27
Приветствую Вас Гость | RSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ...ИНФО... » ПрессА » Страницы памяти Владимира Ивасюка (Воспоминания Софии Ротару)
Страницы памяти Владимира Ивасюка
НаташаДата: Вторник, 16.12.2008, 12:27 | Сообщение # 1
Солнце в душе!
Группа: Активные
Сообщений: 409
Репутация: 1
Статус: Offline
София Михайловна Ротару
Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба,
если бы мы разминулись с композитором
Владимиром Ивасюком.

К Буковинке Софии Ротару песня пришла в селе Маршинцы Новоселицкого района, где она родилась 7 августа 1947 года в семье хлеборобов Михаила Федоровича и Александры Ивановны Ротар. Из шестерых их детей четверо — профессиональные певцы. Среди них София еще с детства выделялась красотой и силой своего голоса. Они формировали свои вкусы на молдавских и украинских народных песнях. Большим авторитетом и главным законодателем в царстве песни был отец, Михаил Федорович. Он сам мечтал стать певцом, но из-за войны не смог, поэтому свою мечту перенес на дочь.

Уже в четвертом классе девочка становится солисткой школьного хора, исполняет молдавские и украинские народные песни в сопровождении оркестра народных инструментов. На всех смотрах художественной самодеятельности и олимпиадах получает высочайшие оценки. Девятиклассницей на областном смотре художественной самодеятельности завоевывает диплом первой степени, на Республиканском фестивале народной песни в Киеве завоевывает первое место. В 1966 году был снят на кинопленку музыкальный сюжет с ее участием «Соловей с Буковины».

София Михайловна поступает на хормейстерское отделение Черновицкого музыкального училища. В течение нескольких лет выступает с эстрадным ансамблем при физико-математическом факультете Черновицкого университета «Карпаты» и в 1968 году была приглашена на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софии, где завоевала золотую медаль. По совету Эдиты Пьехи сценическое имя Софии стало произноситься на молдавский манер — Ротару. Она поступает на заочный факультет Кишиневского института искусств им. Г. Музыческу, начинает преподавать музыку в одной из черновицких школ, продолжает выступать на концертах. Но Ротару не относится серьезно к своей музыкальной карьере. Она не может понять, что музыка — настоящее ее призвание.

И тут на помощь Софии пришел Владимир Ивасюк. Он внушил ей уверенность в себя, стал много для нее писать, сориентировал на эстраду. Именно под влиянием Владимира она решилась на этот шаг — в 1971 году стала профессиональной певицей и перешла в филармонию, где ее муж в скором времени создал для нее ВИА «Червона рута». Тогда же пришел и настоящий большой успех — певица снялась в музыкальном фильме Романа Олексива «Червона рута», в котором спела с уже знаменитой «Смеричкой».

В 1973 и 74 годах Ротару приобретает международное признание — первые места на фестивалях «Золотой Орфей» в Бургасе и «Янтарный соловей» в Сопоте, на котором выступала с песней «Водограй». Пластинка 1974 года и музыкальный фильм «Песня всегда с нами» определили тогдашние приоритеты ее творчества — лирика Владимира Ивасюка и драматические песни Евгения Мартынова. В 1975 году ее с «Червоной рутой» перевели в Ялту, через год она стала Народной артисткой Украины и лауреатом премии ЛКСМУ им. Островского. В 1977 году вышла пластинка «София Ротару поет песни Владимира Ивасюка», за которую Ротару получила премию ЦК ВЛКСМ. В 1977 году на Сопотском международном фестивале в исполнении Софии снова прозвучит Володина песня «У судьбы своя весна», которая принесет певице первое место. Новый большой успех принесло ей участие в международном фестивале молодежи и студентов в Софии, где за исполнение украинской песни «На камені стою» и молдавской «Чобенаш» получила золотую медаль и звание лауреата. Болгарская пресса благосклонно откликнулась и даже пустила в оборот крылатое выражение — «София завоевала Софию!».

София Ротару, была той доброй силой, которая, проникаясь Володиным вдохновением, стала могущественным звеном, которое крепко связывала творчество композитора с широкими массами народа. Выполняя эту благородную творческую миссию, певица завоевывает сердца людей, приобретает признание. Ивасюку нравилось мастерство Софии. Он говорил о ней: «Когда напишу песню, то София всегда исполнит ее так, как я задумал, как надо ее исполнять». Не удивительно, ведь манера исполнения певицы была очень близка к манере исполнения самого Володи, как и манера исполнения Назария Яремчука ли Василия Зинкевича. Ансамбли «Смеричка» и «Червона рута» стали родными для Володи.

В своих воспоминаниях София Михайловна пишет:

«В непринужденных разговорах, которые часто шли между нами, Владимир Ивасюк рассказывал с гордостью, что он вырос в том же саду, где прошло детство и юность композитора, поэта, прозаика и драматурга Сидора Воробкевича. Мы слушали тот рассказ и будто видели, как над яблонями и травами Кицманского сада плыли золотые лодки мелодий и окропили, будто благодатный майский дождь, чувствительное сердце музыкального Володи. Он вышел из того благословенного уголка певучей буковинской земли в шумный мир, чтобы стать весенним парусом украинской песни.

Наш народ очень одарен и его не удивишь талантом. Я сотни раз видела с сцены, как люди разного возраста и профессий загорались радостью, волновались, когда в зале раздавались его песни — они вызвали в сердцах удивление и увлечение. Песни Владимира Ивасюка никто не слушал равнодушно. Его сразу заметили и запомнили. Так бывает только тогда, когда появляется по-настоящему одаренный человек.

Володя одним из первых в украинской эстраде сумел органически соединить народный мелос с современной интерпретацией и получить такую яркую, необыкновенную, неповторимую музыку. Следует вспомнить его «Червону руту», «Водограй». Они были созданы на национальной основе и сразу же стали популярными, их полюбили, их понимали, их пели во всех уголках страны.

Секрет его успеха в том, что он не шел к людям с поддельными чувствами, в его произведениях отсутствует сладенький сентиментализм, каждую ноту и каждый такт Владимир Ивасюк обогащал искренностью своего чистого сердца. Он старался заглянуть в душу своего современника и передать всю сложность его внутреннего мира. Композитор любил свою работу до самозабвения. Та любовь ощутима в его песнях, романсах, балладах. Весь его задел, оставленный нам в наследство, был не кратковременной вспышкой, а большим творчеством, которое происходило в мучительных раздумьях, долгих поисках и сомнениях.

Владимир Ивасюк испытал при жизни большую и искреннюю благосклонность людей, щедрых на добрые чувства к талантливой молодежи. За очень короткое время его имя знали во всем необозримом бывшем Советском Союзе и за его пределами. В тогдашней печати сообщалось, как интересовались люди молодым композитором из Буковины: «Пишут из городов Аральска, Новосибирска, Керчи, Уссурийска, Бийска, Омска, Владимира, Смоленска, Кзыл-Орды… Из городов и сел Московской области, Алтайского края, Узбекистана, Казахстана, Латвии, Коми АССР. Подробные письма, поздравительные открытки, телеграммы от школьников и учителей, самодеятельных артистов и военнослужащих, и среди тех писем — коллективные заявки».

Таких газетных сообщений — немало. Они свидетельствуют о том, что молодой творец был любимцем своего поколения. В произведениях композитора звучала музыка, рожденная величием и красотой нашего народа, обворожительностью дубрав и синих гор, которые вдохновляли его впечатлительное сердце.

Одержимый песней, он был глубоко убежден, что наш мир создан для того, чтобы в нем звучала музыка добра, мира, согласия между людьми. Он знал, что без этой одержимости ничего значащего не совершить в искусстве, как и в любой области человеческой деятельности. «Крыло становится крылом только во время полета» — этот афоризм он часто повторял.

Владимир Ивасюк был лишен спеси, заносчивости, зависти, к нему часто обращались за помощью музыканты, молодые композиторы и поэты, и он всегда откликался на их просьбы. Я не слышала ни разу, чтобы он неблагосклонно высказался про своих побратимов по искусству. В его груди жила только песня. Он стремился к людям, к своим ровесникам, не стремясь как-то отделиться или показать над кем-то свое преимущество. Он был чрезвычайно скромный и тактичный с людьми.

Творческое общение с Владимиром Ивасюком было праздником для исполнителей его песен. И я испытала этот праздник!

Как часто, подбирая репертуар, ловлю себя на том, что думаю о Володе. Я очень признательна судьбе за то, что мне посчастливилось начать свою жизнь в искусстве вместе с таким ярким, большим, самобытным талантом.

Володя был моим композитором. Все песни, которые он писал, сразу же становились моими. Мне ничего не надо было придумывать, все происходило само собой, словно эта мелодия жила во мне, была моей, и кто-то просто затронул струны моей души и они зазвучали.

Володя был всесторонне одаренным человеком. С ним было легко, с ним было радостно работать. Он был добрым, он был щедрым. Редко бывает в жизни, чтобы так объединялись красота внешняя и душевная.

Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, да и не только моя, если бы мы разминулись с композитором Владимиром Ивасюком.

Володи давно нет, но его песни живут среди нас».

Когда состоялись похороны Владимира, София Ротару была на гастролях. От себя и ансамбля «Червона рута» она прислала большой венок живых белых цветов. Но после смерти композитора певица отошла от песен Ивасюка. И это не лучшим образом повлияло на ее творчество. Тяжелым ударом была также болезнь и смерть в 2002 году ее мужа…

В августе 1996 года София Михайловна получила наивысшую государственную награду Украины — Почетное отличие президента. По итогам 1999 года она была признана лучшей исполнительницей традиционной эстрады в Украине и получила перо «Золотой Жар-птицы», а также специальную награду за вклад в развитие отечественной поп-музыки. В том же году певицу за выдающиеся личные заслуги в развитии песенного творчества, многолетнюю плодотворную концертную деятельность и высокое исполнительское мастерство наградили Орденом княгини Ольги. Народная артистка Украины, Народная артистка Молдовы, Народная артистка СССР София Ротару и сейчас работает на музыкальной сцене. Она остается для нас певицей номер одного Советского Союза.



 
Al4onokДата: Вторник, 16.12.2008, 13:17 | Сообщение # 2
Поклонница творчества Софии Михайловны Ротару
Группа: Администратор
Сообщений: 302
Репутация: 2
Статус: Offline
Наташа, Спасибо огромное! biggrin

 
НаташаДата: Вторник, 16.12.2008, 13:22 | Сообщение # 3
Солнце в душе!
Группа: Активные
Сообщений: 409
Репутация: 1
Статус: Offline
Al4onok, всегда пожалуйста biggrin


 
IrinaДата: Вторник, 16.12.2008, 15:31 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Активные
Сообщений: 315
Репутация: 0
Статус: Offline
Наташа, спасибо за интересный материал! А откуда эти воспоминания? Это из статьи или книги?

Сообщение отредактировал Irina - Вторник, 16.12.2008, 15:32
 
olgaДата: Вторник, 16.12.2008, 15:40 | Сообщение # 5
Люблю Сонечку с детства!
Группа: Активные
Сообщений: 201
Репутация: 0
Статус: Offline
Наташа, спасибо biggrin . Очень интересно.

Я без тебя – мечта без крыльев,я без тебя горю в аду,
Ты для меня – вода в пустыне,
Я без тебя больше не могу, жить больше не могу.
 
НаташаДата: Вторник, 16.12.2008, 16:22 | Сообщение # 6
Солнце в душе!
Группа: Активные
Сообщений: 409
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Irina)
Это из статьи или книги?

Из статьи.
Quote (olga)
Очень интересно.

olga, я рада, что тебе понравилось biggrin

Добавлено (16.12.2008, 16:22)
---------------------------------------------
София Ротару (полное настоящее имя Софья Михайловна Ротарь-Евдокименко, род. 7 августа 1947, село Маршинцы, Новоселицкий район, Черновицкая область, УССР). Выдающаяся певица жанра советской эстрадной песни, фольклорной и поп-музыки. Начав карьеру с победы на республиканском конкурсе молодых исполнителей в 1964 г., в короткое время стала символом новой музыкальной культуры Украины.
Как это всё начиналось
В 1968 г. победила на международном конкурсе в Софии. В результате сотрудничества с композитором Владимиром Ивасюком был создан цикл песен, основанный на фольклорном материале и манере исполнения с использованием инструментария и аранжировок, свойственных поп-музыке 60—70-х годов. Это привело к огромной популярности Ротару на Украине. Благодаря популяризации её творчества официальными советскими властями в качестве примера интернациональной советской культуры (этническая молдаванка исполняла песни на украинском и русском языках), Ротару имела постоянную аудиторию на радио и телевидении, вела активную концертную деятельность. В 1974-м году завоевала первую премию на фестивале в Сопоте (Польша) и окончила Кишиневский институт культуры. В 1976-м году в результате преследований семьи Ротару за празднование церковных праздников (Рождество) переезжает из Черновцов в Ялту, переведясь из Черновицкой в Крымскую филармонию. После трагической гибели Ивасюка в 1979 г. в репертуаре певицы появляются ряд произведений композиторов из Молдовы (в частности, братьев Теодоровичей). Это дает почву к спорам о принадлежности Ротару к молдавской или украинской культуре. Однако сама певица, проживавшая к тому времени в Ялте, по-видимому, считала себя «советской» и никогда не была замечена в националистических настроениях.
Взлёты и падения
Несмотря на ряд удачных работ с композиторами Е.Мартыновым, О.Фельцманом, А.Бабаджаняном, Д.Тухмановым, съемку кинофильмов «Где ты, любовь?» (1980) и «Душа» (1981) с песнями А.Зацепина и А.Макаревича, к середине 80-х годов в творчестве наметился определенный застой, длительная эксплуатация прежнего имиджа вела к потере популярности, на фоне критического отношения к советскому режиму у большинства населения складывался стереотип Ротару как официозного «соловья дружбы народов», «кремлевской певицы» и т. п. Поисками новой эстетики творчества проникнут музыкальный фильм «Монолог о любви» (1986), в котором в отличие от предыдущего «Вас приглашает София Ротару» (1985) только композиция И.Поклада «Тече вода» несет прежний фольклорный характер и имидж колхозной девушки, ставшей звездой. Резкое изменение направления творчества Ротару произошло после начала сотрудничества с композитором Владимиром Матецким в 1986 г. Малоизвестный московский автор обладал блестящей эрудицией и коммерческим чутьем — именно он обусловил переход Ротару к композициям стиля евро-поп («Было, но прошло», «Луна»), вплоть до элементов хард-рока («Время мое», «Только этого мало»). Матецкий и его соавтор поэт Михаил Шабров практически монополизировали право на сотрудничество с Ротару в течение последующих 15 лет, перемежая талантливые работы с легковесными поделками, в большом количестве вошедшими в концертные программы 1990—2000 гг. и становившимися популярными исключительно за счет харизматической личности Ротару и её незаурядных вокальных данных (среди песен этих авторов «Лаванда», «Хуторянка», «Ночной мотылек», «Золотое сердце», «Жизнь моя, моя любовь» и другие). Активная гастрольная деятельность и постоянное присутствие в музыкальных эфирах привели к тому, что к концу 80-х годов объективно Ротару стала лидером советского песенного искусства. В 1988 г. ей было присвоено звание народной артистки СССР, что было уникально для певцов эстрадного жанра, однако справедливо отражало статус творчества Ротару. Вместе с тем, переход на целиком русскоязычный репертуар вызвал резкое отторжение на Украине. Обвинения в предательстве национальной культуры, кроме общего роста национализма, активно подогревались советскими государственными продюсерскими структурами, т. н. филармониями и концертными объединениями, терявшими в ходе экономических реформ контроль над финансовой стороной концертной деятельности Ротару. Во избежание масштабных провокаций, Ротару отказалась от участия в фестивале «Червона рута», проводившегося на её родине в 1989 г. Однако в то же время ею была подготовлена и представлена зрителю в 1991 г. новая программа, наполовину состоявшая из ремиксов песен Ивасюка на украинском языке (некоторые, в частности, вариант «Червоной руты», объективно признаны лучшими в истории песни), после чего подобные обвинения рассыпались. После распада СССР и коммерциализации музыкального пространства не утратила ведущих позиций на рынке, имеет стабильную аудиторию, в том числе в русскоязычной диаспоре в Европе и США. В 2000-м году София Ротару признана лучшей украинской эстрадной певицей ХХ столетия. В 2002 году Софии Ротару присвоено звание «Герой Украины».
Музыкальная семья
Кроме Софии, на профессиональном уровне выступала её младшая сестра Аурика, сочетавшая сольную карьеру с выступлениями в качестве бэк-вокалистки, а также дуэт брата и сестры Лидии и Евгения. Заметных успехов, в отличие от Аурики, дуэт, работавший в стиле итальянской поп-музыки 80-х годов, не добился, и в 1992 г. прекратил выступления.
Сегодня…
После тяжёлых утрат, связанных со смертью мужа, многолетнего продюсера и художественного руководителя программ Анатолия Евдокименко, отца и матери, Ротару на время прекратила активную гастрольную деятельность. Новый этап её творчества начался в 2003 году с выступлений в концертном зале "РОССИЯ" в Москве в честь закладки именной звезды на аллее перед залом. Основными авторами, работающими с Ротару, стали композиторы Руслан Квинта ("Одна калина"), Олег Макаревич ("Белый танец") и Константин Меладзе ("Я же его любила", "Один на свете"), а также поэт Виталий Куровский. В 2006 году принимает активное участие в выборах в парламент Украины, баллотируясь в народные депутаты под вторым номером списка Блока В.Литвина. Проводит большой агитационный благотворительный тур по городам Украины, однако блок не набирает необходимого количества голосов и не проходит в парламент. По настоящее время Ротару ведет активную гастрольную деятельность, участвует в сборных концертах и телепрограммах. Находится в отличной физической и вокальной форме, обладает огромным авторитетом в украинских и российских музыкальных кругах.
Всего в репертуаре Ротару насчитывается более 400 песенных произведений.
Заработки Ротару
• София Ротару, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, «Тату» и Верка Сердючка - самые дорогие исполнители на сегодняшний день. Они ценят себя не меньше чем в 30 тыс. долларов за выступление.
Семья
Муж — Евдокименко Анатолий Кириллович, народный артист Украины (1941—2002);
Сын — Руслан;
Невестка — Светлана;
Внуки — Анатолий и София.



 
MiroslavaДата: Среда, 17.12.2008, 17:47 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователь
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Натик спасибо!!
 
НаташаДата: Среда, 17.12.2008, 18:11 | Сообщение # 8
Солнце в душе!
Группа: Активные
Сообщений: 409
Репутация: 1
Статус: Offline
Miroslava, пожалуйста


 
Al4onokДата: Четверг, 18.12.2008, 08:01 | Сообщение # 9
Поклонница творчества Софии Михайловны Ротару
Группа: Администратор
Сообщений: 302
Репутация: 2
Статус: Offline
Наташа, Спасибо за статью biggrin

 
Форум » ...ИНФО... » ПрессА » Страницы памяти Владимира Ивасюка (Воспоминания Софии Ротару)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: